Участники группы Tiamat

Johan Edlund — вокал, гитара, клавишные;
Anders Iwers — бас;
Lars Sköld — ударные;
Thomas Petersson — гитара.

История группы

Шведские металлеры Tiamat на протяжении бурных 90-х проделали внушительную эволюцию, отыскав методом проб и ошибок свой собственный достаточно уникальный стиль. Начинали Tiamat как типичные представители сурового направления death metal, превратившись на протяжении нескольких альбомов, вероятно, в единственных в своем роде адептов свежеизобретенного стиля, который получил название симфонического блэк-метала. Эта разновидность тяжелого музыкального производства стремилась сохранить в неприкосновенности гнетущую мрачность самых беспросветных направлений, но преподнести ее в более гибкой, эмоциональной, динамичной форме. Синтезаторы в аранжировках Tiamat постепенно начали играть не менее важную роль, чем гитарные риффы, а готические сумрачные, безысходные настроения специально подчеркивались и всячески нагнеталась.

Tiamat - коллектив, существовавший в нескольких вариантах. Единственный постоянный участник, который никогда никуда не девался, - это Йохан Эдланд (Johan Edlund), композитор и текстовик, вокалист, гитарист и клавишник. Многогранная и импульсивная личность, не созданная для того, чтобы следовать предсказуемым правилам шоу-бизнеса. В первые годы существования команды он был больше известен под псевдонимом Hellslaughter. Прообразом Tiamat послужила метал-команда Treblinka, созданная в 1987 году группой еще неоперившихся подростков. Юные музыканты записали две небезынтересные демо-кассеты, "Crawling in Vomits" и "Sign of the Pentagram", которые понравились менеджерам английского лейбла CMFT. В 1989 году вышел дебютный мини-диск Treblinka "Severe Abominations". Рекорд-компания посоветовала музыкантам отказаться от вызывавшего очень неоднозначную реакцию имени Treblinka. Из всех возможных вариантов названия музыканты выбрали загадочное слово Tiamat. Так в вавилонских мифах называли огромного дракона, персонифицировавшего непросветленный мировой океан, воды Хаоса, из которого появилось все сущее, включая и самих богов.

Когда в 1990 году команда приступила к созданию дебютного альбома, в составе числились господин Йохан Эдланд собственной персоной и бас-гитарист Йорген Джак Туллберг (Jorgen "Juck" Thullberg), а также два приглашенных музыканта: гитарист Стефан Лагергрен (Stefan Lagergren) и барабанщик Андрес Холмберг (Andres Holmberg). Первый альбом группы под загадочным названием "Sumerian Cry" вышел в том же 90-м году. Типичный образец стиля death metal, которым команда была вполне довольна. Выпускающий лейбл не разделял позиции музыкантов и слишком-то занимался раскруткой альбома.

Tiamat сменили рекординговый лейбл и занялись поиском постоянных участников. Так в 1991 году в рядах команды появились гитарист Томас Петерссон (Thomas Petersson) и барабанщик Никлас Экстранд (Niklas Ekstrand). Второй альбом "The Astral Sleep" (1991) создавался под опекой продюсера Вальдемара Сорихты (Waldemar Sorychta) и звукоинженера Сигги Бемма (Siggi Bemm). Новые композиции демонстрировали значительный музыкальный рост коллектива, скрестившего агрессивный атакующий метал с тягучими, угнетающими готическими интонациями. Клавишник Йонас Малмстен (Jonas Malmsten) обеспечил напряженные, динамичные партии клавишных.

Команда и дальше не собиралась топтаться на месте. Третья студийная работа "Clouds" (1993) отразила как стилистические перемены, так и кадровые. Состав обновился за счет нового клавишника, приглашенного на постоянной основе, Кеннета Рооса (Kenneth Roos) и бас-гитариста Джонни Хейгела (Johnny Hagel), заменившего Таллберга. А в саунде Tiamat важную роль, помимо клавишных, начали играть акустические гитары.

После третьего альбома кряду шведские металлисты отправились в продолжительный тур, охватывавший не только Европу, но и Ближний Восток. Команда отлично выступила в Израиле, в чем можно убедиться, прослушав концертный диск 1994 года "Sleeping Beauty: Live in Israel".

Происходящие в команде перемены в какой-то момент совсем перестали нравиться Йохану Эдланду. По окончании гастролей он занялся серьезным "апгрейдом" коллектива, уволив всех музыкантов, кроме басиста Хейгела, поскольку они, по его мнению, не поспевали за музыкальным прогрессом Tiamat. В период работы над новым альбомом временную замену отсутствующим Эдланд нашел в лице сессионных музыкантов Магнуса Салгрена (Magnus Sahlgren), записавшего партии гитары, и Ларса Сколда (Lars Skold), сидевшего за ударными. Продюсер Вальдемар Соричта расширил свои полномочия, сыграв партии клавишных. Таким образом, четвертый лонг-плей "Wildhoney" (1994) обязан своим появлением квартету Эдланда, Хейгела, Салгрена, Сколда и Соричта, благодаря которым в каталоге команды появился действительно мощный, отлично сделанный альбом, полный эпического величия. "Wildhoney", созданный, как признавался спустя годы фронтмен, в период активного увлечения наркотиками, стал коммерческим прорывом группы. Он воплотил во всей полноте те намеки, которые были разбросаны в первых трех релизах, и заслужил воодушевленные похвалы в метал-кругах. Обозреватели музыкальных изданий описывали саунд "Wildhoney" как впечатляющий сплав стиля death metal с элементами Pink Floyd.

Подспудно такая связь действительно существовала, о чем свидетельствует небезынтересная кавер-версия песни Pink Floyd "When You're In", представленная на мини-диске 1995 года "Gaia". Для этого же релиза команда отобрала четыре ремикса на собственные треки.

Проехав с очередным концертным туром, Эдланд решил снова все поменять как в жизни команды, так и в собственной судьбе. Он переехал на постоянное проживание в Германию, обосновавшись в Дортмунде, где записывались почти все альбомы команды. Объявив себя олицетворением Tiamat и единственным постоянным участником, фронтмен мог предложить бывшим коллегам только роль сессионных музыкантов. Барабанщика Ларса Сколда это вполне устраивало, равно как и гитариста Томаса Петерссона, записывавшего еще второй альбом "Astral Sleep". Хейгел пошел своей дорожкой, примкнув к группе Cemetary, переименованной в Sundown. С его приходом бас-гитарист Sundown Андерс Айверс (Anders Iwers) остался не у дел, но его игра устраивала Эдланда, который принял его в Tiamat.

Над новым альбомом "Deeper Kind of Slumber" (1997) команда трудилась в домашней студии Эдланда. Судьбу саунда доверили продюсеру Дирку Дрегеру (Dirk Draeger), работавшему с Morgoth. Позволив себе гораздо больше откровенности, чем раньше, наполнив треки личными мотивами, фронтмен рискнул еще активнее поэкспериментировать с электронными элементами. Давние фаны группы неоднозначно отнеслись к "Deeper Kind of Slumber". Зато у Tiamat неожиданно появились поклонники среди ди-джеев, которые с удовольствием включали в свои сеты трек "Brighter Than the Sun".

Симпатии и антипатии фанов обозначились еще резче с выходом следующей работы "Skeleton Skeletron" в 1999 году. Если на предыдущих альбомах готическая составляющая саунда подавалась только намеком, то шестой лонг-плей выдвигал на первый план глубокий, проникновенный вокал и мерцающие, не атакующие гитары - как раз те характерные черты, которые ассоциируются с готикой. Конечно, команда не перечеркнула все свое славное прошлое, несколько мощных композиций оставались в привычных стилистических границах death metal.

В поддержку "Skeleton Skeletron" группа совершила большое кругосветное путешествие, отыграв серию успешных концертов в Северной Америке, где им приходилось выступать на одной сцене с живыми легендами Black Sabbath и Motоrhead.

После возвращения из тура Йохан Эдланд поставил Tiamat на паузу и занялся сольным проектом. Дебютный (и пока единственный) альбом его новой группы Lucyfire "This Dollar Saved My Life аt Whitehorse", представляющий собой "просто рок без всяких вторых смыслов", появился на свет в 2001-м году.

Любопытство поклонников Tiamat, заинтригованных тем, в каком направлении команда будет двигаться дальше, было удовлетворено спустя три года. В 2002 году шведские тяжеловесы представили свежий лонг-плей со скандальным названием "Judas Christ", спродюсированный известным мастером Ларсом Ниссеном (Lars Nissen). Трансформация, начатая в середине 90-х, завершилась: Tiamat окончательно превратились в готик-рокеров, за редким исключением почти полностью вытеснив из своего словаря элементы death metal и отдавая предпочтение более актуальному электронному звучанию. Песни, отобранные для альбома "Judas Christ", по композиции и аранжировкам были близки работам Nosferatu или Sisters of Mercy. Важным отличием от предыдущих релизов стало и гораздо более позитивное настроение, жизнеутверждающие идеи, для которых на альбомах Tiamat впервые нашлось место.

Сквозная тема всего альбома - отражение лицемерия официальной христианской церкви. "Я уже не настолько молод и неопытен, чтобы абсолютно не интересоваться всем тем, что происходит сегодня в мире, - объяснял фронтмен это преображение. - Я много думаю о своем прошлом, о том, какая память останется обо мне, если я вдруг умру. Мне уже давно не хочется быть парнем, навевающим на других тоску".

Спустя десять лет после появления альбома-прорыва "Wildhoney" команда представила восьмой лонг-плей "Prey" (2004), еще раз подтвердив свою непредсказуемость. Несмотря на то что степень тяжести новых композиций оставляла желать лучшего, альбом получил очень теплый прием. Критики нахваливали его на все лады, отмечая его мелодичность и теплоту, глубину текстов, грамотную разработку тем. Эдланд проявил себя талантливым композитором и искренним, честным рассказчиком.

После перерыва, сделанного по завершении гастролей в поддержку "Prey", в конце 2005-го года музыканты вновь возвращаются к работе. Конец этого года ознаменуется выпуском первого в истории Tiamat DVD "Church Of Tiamat". Не слишком продуктивный в студийной и концертной деятельности год музыканты завершат мини-турне по России, которое станет эксклюзивным подарком российским фэнам - никаких других выступлений в ближайшее время у группы не запланировано.



Дискография

Sumerian Cry (1990)
The Astral Sleep (1991)
Clouds (1992)
The Sleeping Beauty — Live In Israel (EP) (1993)
Wildhoney (1994)
Gaia (MCD) (1994)
Cold Seed (CDS) (1997)
A Deeper Kind Of Slumber (1997)
Brighter Than The Sun (CDS) (1999)
Skeleton Skeletron (1999)
For Her Pleasure (CDS) (1999)
Vote For Love (CDS) (2002)
Judas Christ (2002)
Cain (CDS) (2003)
Prey (2003)

Официальный сайт
http://www.churchoftiamat.com/